Дополнительное образование

"Любители английского языка"

Направление
Естественно-научное
Описание

Рабочая учебная программа

по кружку 

"Любители Английского языка" 

основного общего образования

(2020 - 2021 учебный год)

 

        Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования Клуб любителей английского языка «Говорение на английском!» для 5-8  классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык 5-9 классы). Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель)
Целью курса является развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно - познавательной, а также развитие и воспитание у обучающихся потребности пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
В основу курса положен личностно - ориентированный подход, обеспечивающий особое внимание интересам, индивидуальным особенностями реальным возможностям учащихся. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге культур в современном развивающемся мире.
 
В связи с этим данный курс ставит следующие задачи:
·         приобщить обучающихся к культуре стран изучаемого языка;
·         развивать доброе отношение к стране, её людям, традициям;
·         способствовать лучшему осознанию культуры своей собственной страны
·         учить выделять общее и специфичное;
·         развивать навыки аудирования, чтения аутентичных текстов с общим охватом содержания, с детальным пониманием, с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
·         развивать умения сравнивать, высказывать собственное мнение;
·         совершенствовать грамматические навыки: умение строить разные типы предложений;
·         помочь школьникам усвоить единство теории и практики в процессе познания;
·         развивать творческие способности у школьников, осознанные мотивы учения.
 
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ :
 
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования.
Во всех предметных, метапредметных и междисциплинарных программах целевые установки по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы являются отражением общей цели Программы школы с уточнением и конкретизацией. В результате реализации основной образовательной программы основного общего образования планируется достичь следующих результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ: включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
·   МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
·       ПРЕДМЕТНЫЕ: включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


Основные отличительные характеристики курса:
·         аутентичность значительной части языковых материалов;
·         соответствие структуры курса полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация — постановка цели — деятельность по достижению
цели — самоконтроль — самооценка — самокоррекция;
·         современные, в том числе компьютерные технологии;
·         интерактивность, вывод обучающегося за рамки учебника;
·         личностная ориентация содержания учебных материалов.
 
Требования к уровню подготовки обучающихся, окончивших курс
Знать
- признаки использования прямого и обратного порядка слов;
- наиболее употребительные временные формы действительного и страдательного залогов, модальные глаголы и их эквиваленты, признаки существительных в различных падежах, артиклей, относительных, неопределенных/неопределенно-личных местоимений, прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных.
Уметь
Говорение
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения как:
·         начать, поддержать и закончить разговор;
·         поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
·         выразить благодарность;
·         вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.
 
Монологическая речь.
·         кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
·         передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
·         делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
 
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
·         выделять основную мысль в воспринимаемом на слух
тексте;
·         выбирать главные факты, опуская второстепенные;
·         выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Чтение
Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, а также включает факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письмо
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
-делать выписки из текста;
-писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;
-заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
-писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы).
Социокультурные знания и умения
Обучающиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения. Использование английского языка как средства социокультурного развития обучающихся на данном этапе включает знакомством с:
-фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
-оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
-иноязычными сказками и легендами, рассказами;
-с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка);
-с традициями проведения праздников в странах изучаемого языка;
- словами английского языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон английского языка.
Предусматривается овладение умениями:
-писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке;
-правильно оформлять адрес на английском языке;
-описывать наиболее известные культурные достопримечательности.
Языковые знания и навыки
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
 


                                      Содержание программы
 
 
 

Наименование раздела

Количество часов

1

Разноцветный мир

14

2

Традиции и обычаи

16

3

Я и мои друзья

12

4

Мои увлечения

14

5

Знатоки английского языка

14

 

Итого:

70

 
 
       КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

     Тема занятия

Количество    часов

   План.

     Факт.

 

 
   

                                          1.Разноцветный мир-14 ч.

 

 

1,2

Вводное занятие. Языки мира

2

07.09

14.09

 

 

 

3,4

Разговорная разминка. Ярмарка идей

2

21.09

28.09

 

 

 

5,6

Путешествие по миру. Великобритания

2

05.10

10.10

 

 

 

7,8

В гостях у королевы. Речевой этикет

2

12.10

17.10

 

 

 

9,10

Экскурсия по городу. Достопримечательности

2

19.10

07.11

 

 

 

11,12

Что у осени в карманах? Природа. Времена года

2

09.11

16.11

 

 

 

12,13

Фруктовый микс.

 В саду и огороде.

2

23.11

30.11

 

 

 

                                              2. Традиции и обычаи-16 ч.

 

 

14,15

Осеннее фэшн-шоу. Одежда

2

05.12

07.12

 

 

 

16,17

Кулинарный лабиринт. Еда. Продукты.

2

14.12

19.12

 

 

 

18,19

Спорт и игры. Языковая эстафета

2

21.12

11.01

 

 

 

20,21

Музыкальный калейдоскоп. Любимые песни

2

16.01

18.01

 

 

 

22,23

Зарядка для ума. Брейн-брейк.

2

23.01

25.01

 

 

 

24,25

Небылицы. Рассказывание фиш-сториз.

2

30.01

01.02

 

 

 

26,27

Презентация достижений. Защита проектов

2

06.02

08.02

 

 

 

28,29

Сезон чудес. Новогоднее настроение

2

13.02

15.02

 

 

 

                                             3. Я и мои друзья-12 ч.

 

 

30,31

Я и мои друзья. Дружба.

2

20.02

22.02

 

 

 

32,33

Открой мир. Наша школа. Занимательный английский.

2

27.02

01.03

 

 

 

34,35

Моя крепость. Дом и семья.

2

06.03

09.03

 

 

 

36,37

Настроение в моей семье. Чувства и эмоции

2

13.03

15.03

 

 

 

38,39

Конкурс веселых грамотеев. Грамматический бой.

2

20.03

22.03

 

 

 

40,41

Разговорный тренинг. Все о животных.

2

03.04

05.04

 

 

 

                                   4.Мои увлечения-14 ч.

 

 

42,43

Визит в библиотеку. Чтение.

2

08.04

10.04

 

 

 

44,45

Конкурс рассказывания историй.

2

12.04

15.04

 

 

 

46,47

Литературное кафе.

2

17.04

19.04

 

 

 

48,49

Мир кино. Любимые мультфильмы.

2

22.04

24.04

 

 

 

50,51

Фотовыставка. Мой фотоальбом.

2

26.04

29.04

 

 

 

52,53

Зашифрованные послания. Аббревиатура

2

30.04

04.05

 

 

 

54,55

Мой лучший день. Конкурс рисунков

2

07.05

08.05

 

 

 

                              5.Знатоки английского языка-14 ч.

 

 

56,57

Прогулка вдоль алфавита. Конкурс знатока слов.

2

10.05

13.05

 

 

 

58,59

Приз-викторина. Пословицы

2

15.05

17.05

 

 

 

60,61

Игра в переводчика. Стихи и проза

2

19.05

20.05

 

 

 

62,63

Чудесные превращения слов. Загадки. Ребусы. Шарады.

2

22.05

24.05

 

 

 

64,65

Забавный английский на каждый день. Разговорные формулы

2

26.05

28.05

 

 

 

66,67

Конкурс знатоков английского языка

2

29.05

 

 

 

68,69,70

Презентация успеха. Защита проектов

3

 

 

 

 

  

 

Возрастное ограничение
10-15
График работы
Понедельник Суббота 1 группа 2 группа 11:05-12:35 11:05-12:35 5-8 кл. 2-4 кл.
ФИО Руководителя
Акаева Мадина Умаровна
Электронная почта
oosh.noviy-sharoy@mail.ru

Шахматы

Направление
Естественно-научное
Описание

Рабочая учебная программа

по кружку 

"Шахматы" 

основного общего образования

(2020 - 2021 учебный год)

 
Пояснительная записка
Направленность (профиль)  программы.  Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа   физкультурно-спортивной направленности. Программа «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление  и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 12.Образовательные программы);
2. Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
4.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5.  программа «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина.
Актуальность
Программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого 3 управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребѐнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств.
Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всѐ это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Программа  адресована -  детям, подросткам, обучающимся в 5-6  классах  МБОУ «ООШ с.Новый-Шарой».
Объем  и  срок  освоения  программы - программа  рассчитана на 1 год. Программа предназначена для подростков 10-14 лет.
2 часа в неделю  - 70  часа в год при 35 учебных неделях .
Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
 
Формы обучение и виды занятий
·      групповая работа;
·      работа в парах;
·      индивидуальная работа;
·      практическая игра;
·      решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
·      дидактические игры и задания, игровые упражнения;
·      теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
·      участие в турнирах и соревнованиях.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты
Предметные результаты
- Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение.
Личностные результаты
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей,
-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- соотнесение целей с возможностями;
- определение временных рамок;
- определение шагов решения задачи;
- видение итогового результата;
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД
- умение задавать вопросы;
- умение получать помощь;
- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами;
- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
-  умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);
- способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
- способность работать в команде;
- выслушивание собеседника и ведение диалога.
Учебный план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Теория

Практика

 

1

Шахматные дебюты

14 часов

6 часов

8 часов

2.

Шахматные партии

9 часов

1 часов

8 часов

3.

Виды защиты

15 часов

6 часов

9 часов

4.

Атака с разных полей

 32 часа

6 часов

26 часов

 

 Итого:

70

19 часа

51 часов

 
 
Содержание курса « Шахматы»
Раздел 1. Шахматные дебюты (14 ч)
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
Раздел 2. Шахматные партии (9 ч)
Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.
Раздел 3. Виды защиты (15 ч)
О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта.
Раздел 4. Атака с разных полей (32ч)
Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.
Рабочая программа

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Повторение

2

1

1

Этика поведения шахматиста во время игры.

2

Разбор дебютов

 

 

2

1

1

Дебют. Принципы развития дебюта. Гамбиты. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

 

 

 

3

Три правила дебюта

4

1

3

Различные системы проведения шахматных турниров.

Особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

4

Нападение и защита. Размен.

4

1

3

Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества.

5

«Силовые» методы в шахматах.

4

1

3

Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания.

2 четверть

6

Стратегические цели

 

 

3

1

2

Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные.

7

Направленная борьба за центр

2

 

2

Сочетание тактических приёмов

8

Классификация дебютов

2

1

1

Классификация дебютов

9

Игровая практика

3

 

3

Использование полученных знаний на практике

10

Дебют четырёх коней

 

4

1

3

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.

 

11

Шотландская партия.

 

1

 

1

12

Защита Каро-Канн

 

1

 

1

3 четверть

17

Ферзевой гамбит.

 

2

 

2

Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил.

18

Активность – важнейший принцип игры шахмат.

 

1

 

1

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход и несколько ходов. Двойной, вскрытый шах

19

Развитие фигур

 

1

 

1

Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

20

Владение открытыми линиями

 

2

1

1

21

Ослабление позиции короля

 

2

 

2

Разбор партий

22

Французская защита

2

1

1

Название дебют “французская защита” получил благодаря успешному матчу Лондон-Париж. Где французские шахматисты применили новинку по тем временам (1834 год) победив англичан. Она пришлась им по вкусу, и всем стало очевидно, что идея очень интересная и перспективная. В честь первооткрывателей и стали называть этот дебют – французская защита.

23

Скандинавская защита

2

1

1

Дебют скандинавская защита в шахматах является одним из старейших зафиксированных дебютов. Впервые он использовался в игре в Валенсии в 1475 году, и затем его упоминал Луис Лусена в 1497 году.

В 1914 году в Санкт-Петербурге Александр Алехин использовал данный дебют в матче против Эмануэля Ласкера, и завершил игру вничью.

В 1979 году в Монреале скандинавскую защиту использовал Бент Ларсен против Анатолия Карпова, после чего популярность этого дебюта возросла.

24

Славянская защита

2

1

1

Популярность дебюта объясняется двумя причинами. Во-первых, данный дебют является одним из самых надежных при игре против ферзевого гамбита, а так как ферзевой гамбит - один из самых часто используемых дебютов при игре на высшем уровне, многим игрокам высшего уровня приглянулась славянская защита. Во-вторых, славянская защита также предоставляет много разных вариантов по разыгрыванию, поэтому те игроки, кому нравится творческий подход к игре, и кому не нравится играть одну и ту же линию каждый раз, по-настоящему оценят славянскую защиту, потому что данный дебют предоставляет все описанное.

25

Защита Алехина

2

1

1

Защита Алехина в шахматах представляет собой современный дебют, использующийся как ответ на самый популярный ход белых e4.

Черные позволяют белым гоняться за своим конем по всей доске при помощи пешек, которые потом будут контролировать центральные клетки. В обмен на контроль над центром черные ограничат белых в передвижении их пешек.

26

Защита Бенони

2

1

1

Очень агрессивный дебют, который могут разыграть черные в противовес очень распространенному ходу белых d4. В то время, как многие дебюты, направленные против пешки в столбце ферзя, являются закрытыми, и не дают сильного перевеса в дальнейшей игре, защита Бенони дает черным много возможностей не только уравнять положение, но также получить преимущество, и вести победную игру.

27

Как не надо и как надо атаковать короля.

 

2

 

2

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

Сеансы одновременной игры

4 четверть

28

Атака на слабый пункт f7 f2.

 

2

1

1

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

Сеансы одновременной игры

29

Атака на не рокированного короля

 

2

1

1

30

Не рокируй под атаку

 

2

1

1

31

Атака при односторонних рокировках.

 

2

 

2

32

Расположение пешек после рокировки

 

2

 

2

33

Фигурная атака.

 

2

1

1

Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.

Сеансы одновременной игры

34

Атака по слабым полям.

 

2

1

1

35

Соревнования среди обучающихся

2

 

2

36

Соревнования среди обучающихся

2

 

2

 

ИТОГО:

70

18

52

 

             
 
Материально-техническое обеспечение
- шахматные доски с набором шахматных фигур (из расчета 1 доска с фигурами на двоих учащихся)
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур 1 штука
-  шахматные часы (из расчета 1 комплект на двоих учащихся) шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек».
Учебно – методическое обеспечение
1. Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. -40 с.
2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
 5. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Возрастное ограничение
10-15
График работы
Понедельник Четверг 11:10-11:50 11:10-11:50
ФИО Руководителя
Саламов Арби Лечаевич
Электронная почта
oosh.noviy-sharoy@mail.ru

"Азбука ислама "

Направление
Естественно-научное
Описание

Рабочая учебная программа

по кружку 

"Азбука ислама

основного общего образования

(2020 - 2021 учебный год)

Пояснительная записка

 

       Настоящая рабочая программа учебного предмета «Азбука Ислама», модуль «Основы исламской культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), составлена на основе программы по курсу «Азбука Ислама»с 5-7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией  Р.Б. Амиров М.: Просвещение, 2011.

    Требования ФГОС ООО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.

 

1 Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [Р.Б. Аамиров, Ю.А. Насртдинова, К.В. Савченко] –  М.Просвещение, 2011  г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Азбука Ислама». [Составители:  учёные Российской академии наук,  Российской академии образования, Федерального института    развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования, представители религиозных конфессий].   

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса

осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Цель комплексного учебного курса «Азбука Ислама» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

- Знакомство обучающихся с основами мусульманской культуры;

- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


                   В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Азбука Ислама» изучается в объеме 1 ч в неделю в 7классе, всего 35 часов, в 5-6 классах 2 часа в неделю.

 

Планируемые результаты освоения курса:

Требования к личностным результатам:

1.     формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

2.     Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.

3.     Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4.     Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

5.     Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

6.     Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7.     Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

 

Содержание кружкового курса

Азбука Ислама

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный, который  предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельности форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащихся  за весь курс.

 

 Тематический план

5-7 класс

 

 

 

 

 

 

п/п

Название раздела,

темы

Всего

 

Теория

 

Практика

 

Формы аттестации/

контроля

1

Основы религии

10

5

5

Тестирование

2

Основы ислама

10

5

5

Тестирование

3

Тарикат

8

5

5

Тестирование

4

Главные праздники

в исламе

7

4

3

Тестирование

 

Тематический план

7 класс

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

 

Теория

 

Практика

 

1

Основы религии

16

14

2

Тестирование

2

Основы ислама

16

13

3

Тестирование

3

Тарикат

20

17

3

Тестирование

4

Главные праздники

в исламе

18

16

2

Тестирование

Возрастное ограничение
10-15
График работы
Пятница Пятница 5 класс Четверг 7 класс 12:30-13:10 6 класс 12:35-13:15 17:15-17:55 Суббота Суббота 12:35-13:15 17:15-17:55
ФИО Руководителя
Магомадова Аминат Усмановна
Электронная почта
oosh.noviy-sharoy@mail.ru

Юный биолог

Направление
Естественно-научное
Описание

Рабочая учебная программа

по кружку 

«Юный биолог»

основного общего образования

(2020 - 2021 учебный год)

  

 

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 70 часов занятий за год ( 2 часа в неделю).

       Кружок проводится для учащихся 6-8 классов. В связи с сокращением учебным часов по биологии в 6 классе учащиеся испытывают потребность в дополнительных занятиях  по биологии именно практико-ориентированной направленности, у многих учащихся есть потребность в углублении и расширении знаний о живой природе. Программа  кружка ориентирована на учащихся среднего звена, так как именно в этом возрасте закладываются знания о многообразии живых организмов, о их значении в природе и в жизни человека. В связи с тем, что у нас не преподаётся учебный предмет «Экология», на занятиях будут рассматриваться и экологические вопросы, которые направлены не только на изучение экологических взаимоотношений в природе, но и на воспитание любви  и бережного отношения к окружающей природе.

Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, еѐ отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребѐнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Программа кружка рассчитана на 1 год, причѐм занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.

Возраст детей – средние школьники 12-14 лет

Цель работы кружка: приобщить детей к восприятию прекрасного в жизни, окружающей среде, к деятельности направленной на осознание своих возможностей в создании красоты, развитие интеллектуальных способностей.

Задачи:

       Организовать увлекательное знакомство с многообразным миром комнатных растений;

       Увлечь детей идеей изучения и познания окружающего мира;

       Создать атмосферу ответственного взаимодействия и диалога;

       Расширить знания детей о комнатных растениях, показать многообразие видов;

       Отработать навыки ухода за комнатными растениями;

       Формировать познавательный интерес.

Содержание работы кружка направлено на изучение различных видов комнатных растений, их особенностей развития, роста, места обитания.

Задачи: 

1.        Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека. 

2.        Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений. 

3.        Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу. 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на  1 год  

-   Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

       положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях. 

       повышение коммуникативности; 

       появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии; 

       умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой; 

       сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной экологокраеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы; 

       ведение здорового образа жизни. 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

1.  Тестирование.

2.  Занятие контроля знаний. 

3.  Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее). 

4.  Проектно-исследовательская работа.

 

 

 

 

 

№ п/п

Название раздела,темы

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.      

Основные принципы биологии

2

1

1

Тестирование

2.      

Самые простые организмы

2

1

1

Тестирование

3.      

Истинноядерные организмы – эукариоты

3

2

1

Тестирование

4.      

Самые простые и древние растения – водоросли

2

1

1

Тестирование

5.      

Растения без цветков

3

1

2

Тестирование

6.      

Цветковые растения.

5

2

3

Тестирование

7.      

Животные, состоящие из одной клетки

1

1

 

Тестирование

8.      

Первые многоклеточные животные. Симметрия тела

2

1

1

Тестирование

9.      

Самые простые трёхслойные животные.

6

3

3

Тестирование

10.                        

Мягкотелые

2

1

1

Тестирование

11.                        

Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые

4

2

2

Тестирование

12.                        

Рыбы – жители воды

2

1

1

Тестирование

13.                        

Вышедшие на сушу. Первые земноводные

2

1

1

Тестирование

14.                        

Бывшие владыки Земли – рептилии

2

1

1

Тестирование

15.                        

Бывшие владыки Земли – рептилии

4

2

2

Тестирование

16.                        

Цари природы – млекопитающие

2

1

1

Тестирование

17.                        

Мир млекопитающих

8

4

4

Тестирование

18.                        

Человек – венец эволюции

6

3

3

Тестирование

19.                        

Анатомия, физиология и гигиена человека

12

8

4

викторина

 

Возрастное ограничение
10-15
График работы
Понедельник с 14:00-14:40 среда 11:10-12:35 Суббота 10:25-12:35
ФИО Руководителя
Батаева Хеда Абдулазимовна
Электронная почта
oosh.noviy-sharoy@mail.ru