Дополнительное образование
"Любители английского языка"
Рабочая учебная программа
по кружку
"Любители Английского языка"
основного общего образования
(2020 - 2021 учебный год)
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Разноцветный мир |
14 |
2 |
Традиции и обычаи |
16 |
3 |
Я и мои друзья |
12 |
4 |
Мои увлечения |
14 |
5 |
Знатоки английского языка |
14 |
Итого: |
70 |
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
План. |
Факт. |
|
|
1.Разноцветный мир-14 ч. |
|
|
||||
1,2 |
Вводное занятие. Языки мира |
2 |
07.09 14.09 |
|
|
|
3,4 |
Разговорная разминка. Ярмарка идей |
2 |
21.09 28.09 |
|
|
|
5,6 |
Путешествие по миру. Великобритания |
2 |
05.10 10.10 |
|
|
|
7,8 |
В гостях у королевы. Речевой этикет |
2 |
12.10 17.10 |
|
|
|
9,10 |
Экскурсия по городу. Достопримечательности |
2 |
19.10 07.11 |
|
|
|
11,12 |
Что у осени в карманах? Природа. Времена года |
2 |
09.11 16.11 |
|
|
|
12,13 |
Фруктовый микс. В саду и огороде. |
2 |
23.11 30.11 |
|
|
|
2. Традиции и обычаи-16 ч. |
|
|
||||
14,15 |
Осеннее фэшн-шоу. Одежда |
2 |
05.12 07.12 |
|
|
|
16,17 |
Кулинарный лабиринт. Еда. Продукты. |
2 |
14.12 19.12 |
|
|
|
18,19 |
Спорт и игры. Языковая эстафета |
2 |
21.12 11.01 |
|
|
|
20,21 |
Музыкальный калейдоскоп. Любимые песни |
2 |
16.01 18.01 |
|
|
|
22,23 |
Зарядка для ума. Брейн-брейк. |
2 |
23.01 25.01 |
|
|
|
24,25 |
Небылицы. Рассказывание фиш-сториз. |
2 |
30.01 01.02 |
|
|
|
26,27 |
Презентация достижений. Защита проектов |
2 |
06.02 08.02 |
|
|
|
28,29 |
Сезон чудес. Новогоднее настроение |
2 |
13.02 15.02 |
|
|
|
3. Я и мои друзья-12 ч. |
|
|
||||
30,31 |
Я и мои друзья. Дружба. |
2 |
20.02 22.02 |
|
|
|
32,33 |
Открой мир. Наша школа. Занимательный английский. |
2 |
27.02 01.03 |
|
|
|
34,35 |
Моя крепость. Дом и семья. |
2 |
06.03 09.03 |
|
|
|
36,37 |
Настроение в моей семье. Чувства и эмоции |
2 |
13.03 15.03 |
|
|
|
38,39 |
Конкурс веселых грамотеев. Грамматический бой. |
2 |
20.03 22.03 |
|
|
|
40,41 |
Разговорный тренинг. Все о животных. |
2 |
03.04 05.04 |
|
|
|
4.Мои увлечения-14 ч. |
|
|
||||
42,43 |
Визит в библиотеку. Чтение. |
2 |
08.04 10.04 |
|
|
|
44,45 |
Конкурс рассказывания историй. |
2 |
12.04 15.04 |
|
|
|
46,47 |
Литературное кафе. |
2 |
17.04 19.04 |
|
|
|
48,49 |
Мир кино. Любимые мультфильмы. |
2 |
22.04 24.04 |
|
|
|
50,51 |
Фотовыставка. Мой фотоальбом. |
2 |
26.04 29.04 |
|
|
|
52,53 |
Зашифрованные послания. Аббревиатура |
2 |
30.04 04.05 |
|
|
|
54,55 |
Мой лучший день. Конкурс рисунков |
2 |
07.05 08.05 |
|
|
|
5.Знатоки английского языка-14 ч. |
|
|
||||
56,57 |
Прогулка вдоль алфавита. Конкурс знатока слов. |
2 |
10.05 13.05 |
|
|
|
58,59 |
Приз-викторина. Пословицы |
2 |
15.05 17.05 |
|
|
|
60,61 |
Игра в переводчика. Стихи и проза |
2 |
19.05 20.05 |
|
|
|
62,63 |
Чудесные превращения слов. Загадки. Ребусы. Шарады. |
2 |
22.05 24.05 |
|
|
|
64,65 |
Забавный английский на каждый день. Разговорные формулы |
2 |
26.05 28.05 |
|
|
|
66,67 |
Конкурс знатоков английского языка |
2 |
29.05 |
|
|
|
68,69,70 |
Презентация успеха. Защита проектов |
3 |
|
|
|
Шахматы
Рабочая учебная программа
по кружку
"Шахматы"
основного общего образования
(2020 - 2021 учебный год)
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Теория |
Практика
|
1 |
Шахматные дебюты |
14 часов |
6 часов |
8 часов |
2. |
Шахматные партии |
9 часов |
1 часов |
8 часов |
3. |
Виды защиты |
15 часов |
6 часов |
9 часов |
4. |
Атака с разных полей |
32 часа |
6 часов |
26 часов |
|
Итого: |
70 |
19 часа |
51 часов |
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
||||
1 |
Повторение |
2 |
1 |
1 |
Этика поведения шахматиста во время игры. |
|
2 |
Разбор дебютов
|
2 |
1 |
1 |
Дебют. Принципы развития дебюта. Гамбиты. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии. |
|
|
|
|
||||
3 |
Три правила дебюта |
4 |
1 |
3 |
Различные системы проведения шахматных турниров. Особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. |
|
4 |
Нападение и защита. Размен. |
4 |
1 |
3 |
Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. |
|
5 |
«Силовые» методы в шахматах. |
4 |
1 |
3 |
Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. |
|
2 четверть |
||||||
6 |
Стратегические цели |
3 |
1 |
2 |
Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. |
|
7 |
Направленная борьба за центр |
2 |
|
2 |
Сочетание тактических приёмов |
|
8 |
Классификация дебютов |
2 |
1 |
1 |
Классификация дебютов |
|
9 |
Игровая практика |
3 |
|
3 |
Использование полученных знаний на практике |
|
10 |
Дебют четырёх коней
|
4 |
1 |
3 |
Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.
|
|
11 |
Шотландская партия.
|
1 |
|
1 |
||
12 |
Защита Каро-Канн
|
1 |
|
1 |
||
3 четверть |
||||||
17 |
Ферзевой гамбит.
|
2 |
|
2 |
Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. |
|
18 |
Активность – важнейший принцип игры шахмат.
|
1 |
|
1 |
Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход и несколько ходов. Двойной, вскрытый шах |
|
19 |
Развитие фигур
|
1 |
|
1 |
Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии. |
|
20 |
Владение открытыми линиями
|
2 |
1 |
1 |
||
21 |
Ослабление позиции короля
|
2 |
|
2 |
Разбор партий |
|
22 |
Французская защита |
2 |
1 |
1 |
Название дебют “французская защита” получил благодаря успешному матчу Лондон-Париж. Где французские шахматисты применили новинку по тем временам (1834 год) победив англичан. Она пришлась им по вкусу, и всем стало очевидно, что идея очень интересная и перспективная. В честь первооткрывателей и стали называть этот дебют – французская защита. |
|
23 |
Скандинавская защита |
2 |
1 |
1 |
Дебют скандинавская защита в шахматах является одним из старейших зафиксированных дебютов. Впервые он использовался в игре в Валенсии в 1475 году, и затем его упоминал Луис Лусена в 1497 году. В 1914 году в Санкт-Петербурге Александр Алехин использовал данный дебют в матче против Эмануэля Ласкера, и завершил игру вничью. В 1979 году в Монреале скандинавскую защиту использовал Бент Ларсен против Анатолия Карпова, после чего популярность этого дебюта возросла. |
|
24 |
Славянская защита |
2 |
1 |
1 |
Популярность дебюта объясняется двумя причинами. Во-первых, данный дебют является одним из самых надежных при игре против ферзевого гамбита, а так как ферзевой гамбит - один из самых часто используемых дебютов при игре на высшем уровне, многим игрокам высшего уровня приглянулась славянская защита. Во-вторых, славянская защита также предоставляет много разных вариантов по разыгрыванию, поэтому те игроки, кому нравится творческий подход к игре, и кому не нравится играть одну и ту же линию каждый раз, по-настоящему оценят славянскую защиту, потому что данный дебют предоставляет все описанное. |
|
25 |
Защита Алехина |
2 |
1 |
1 |
Защита Алехина в шахматах представляет собой современный дебют, использующийся как ответ на самый популярный ход белых e4. Черные позволяют белым гоняться за своим конем по всей доске при помощи пешек, которые потом будут контролировать центральные клетки. В обмен на контроль над центром черные ограничат белых в передвижении их пешек. |
|
26 |
Защита Бенони |
2 |
1 |
1 |
Очень агрессивный дебют, который могут разыграть черные в противовес очень распространенному ходу белых d4. В то время, как многие дебюты, направленные против пешки в столбце ферзя, являются закрытыми, и не дают сильного перевеса в дальнейшей игре, защита Бенони дает черным много возможностей не только уравнять положение, но также получить преимущество, и вести победную игру. |
|
27 |
Как не надо и как надо атаковать короля.
|
2 |
|
2 |
Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. Сеансы одновременной игры |
|
4 четверть |
||||||
28 |
Атака на слабый пункт f7 f2.
|
2 |
1 |
1 |
Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. Сеансы одновременной игры |
|
29 |
Атака на не рокированного короля
|
2 |
1 |
1 |
||
30 |
Не рокируй под атаку
|
2 |
1 |
1 |
||
31 |
Атака при односторонних рокировках.
|
2 |
|
2 |
||
32 |
Расположение пешек после рокировки
|
2 |
|
2 |
||
33 |
Фигурная атака.
|
2 |
1 |
1 |
Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. Сеансы одновременной игры |
|
34 |
Атака по слабым полям.
|
2 |
1 |
1 |
||
35 |
Соревнования среди обучающихся |
2 |
|
2 |
||
36 |
Соревнования среди обучающихся |
2 |
|
2 |
||
|
ИТОГО: |
70 |
18 |
52 |
|
|
"Азбука ислама "
Рабочая учебная программа
по кружку
"Азбука ислама"
основного общего образования
(2020 - 2021 учебный год)
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Азбука Ислама», модуль «Основы исламской культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), составлена на основе программы по курсу «Азбука Ислама»с 5-7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Р.Б. Амиров М.: Просвещение, 2011.
Требования ФГОС ООО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру и формирование духовно-нравственной личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
1 Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. [Р.Б. Аамиров, Ю.А. Насртдинова, К.В. Савченко] – М.Просвещение, 2011 г.
(Стандарты второго поколения).
3. Примерной программы по курсу «Азбука Ислама». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса
осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Цель комплексного учебного курса «Азбука Ислама» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- Знакомство обучающихся с основами мусульманской культуры;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Азбука Ислама» изучается в объеме 1 ч в неделю в 7классе, всего 35 часов, в 5-6 классах 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения курса:
Требования к личностным результатам:
1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
5. Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
6. Развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Содержание кружкового курса
Азбука Ислама
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный, который предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельности форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащихся за весь курс.
Тематический план
5-7 класс
№ п/п |
Название раздела, темы |
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Формы аттестации/ контроля |
1 |
Основы религии |
10 |
5 |
5 |
Тестирование |
2 |
Основы ислама |
10 |
5 |
5 |
Тестирование |
3 |
Тарикат |
8 |
5 |
5 |
Тестирование |
4 |
Главные праздники в исламе |
7 |
4 |
3 |
Тестирование |
Тематический план
7 класс
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|||
1 |
Основы религии |
16 |
14 |
2 |
Тестирование |
2 |
Основы ислама |
16 |
13 |
3 |
Тестирование |
3 |
Тарикат |
20 |
17 |
3 |
Тестирование |
4 |
Главные праздники в исламе |
18 |
16 |
2 |
Тестирование |
Юный биолог
Рабочая учебная программа
по кружку
«Юный биолог»
основного общего образования
(2020 - 2021 учебный год)
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 70 часов занятий за год ( 2 часа в неделю).
Кружок проводится для учащихся 6-8 классов. В связи с сокращением учебным часов по биологии в 6 классе учащиеся испытывают потребность в дополнительных занятиях по биологии именно практико-ориентированной направленности, у многих учащихся есть потребность в углублении и расширении знаний о живой природе. Программа кружка ориентирована на учащихся среднего звена, так как именно в этом возрасте закладываются знания о многообразии живых организмов, о их значении в природе и в жизни человека. В связи с тем, что у нас не преподаётся учебный предмет «Экология», на занятиях будут рассматриваться и экологические вопросы, которые направлены не только на изучение экологических взаимоотношений в природе, но и на воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.
Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, еѐ отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребѐнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.
На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.
Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.
Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.
Программа кружка рассчитана на 1 год, причѐм занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.
Возраст детей – средние школьники 12-14 лет
Цель работы кружка: приобщить детей к восприятию прекрасного в жизни, окружающей среде, к деятельности направленной на осознание своих возможностей в создании красоты, развитие интеллектуальных способностей.
Задачи:
• Организовать увлекательное знакомство с многообразным миром комнатных растений;
• Увлечь детей идеей изучения и познания окружающего мира;
• Создать атмосферу ответственного взаимодействия и диалога;
• Расширить знания детей о комнатных растениях, показать многообразие видов;
• Отработать навыки ухода за комнатными растениями;
• Формировать познавательный интерес.
Содержание работы кружка направлено на изучение различных видов комнатных растений, их особенностей развития, роста, места обитания.
Задачи:
1. Образовательные - систематизировать знания учащихся о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений и животных в природе и жизни человека.
2. Воспитательные – продолжить работу по формированию научного мировоззрения, раскрывая связь строения с функцией, с условиями обитания, осуществление экологического и природоохранительного воспитания, раскрывая вред, наносимый растениям и животных, трудовое воспитание в процессе самостоятельной работы учащихся с книгой, при составлении сообщений, биологических карт по растениям, при выполнении рисунков и лабораторных работ, осуществление эстетического воспитания при раскрытии вопросов, касающихся расположения комнатных растений, при выполнении фотографий, составлении гербария и коллекций семян однолетних и многолетних растений.
3. Развивающие – продолжить умение работать с книгой, текстом учебника, с микропрепаратами, развивать умение при изготовлении наглядных пособий, навыки выращивания и ухода за комнатными растениями, животными, решить проблему озеленения и ухода за комнатными растениями в школе, работа на пришкольном участке, с целью сделать красивой школу.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного, процесса, этапы): программа кружка рассчитана на 1 год
- Формы и режим занятий: экскурсии, практические работы, изготовление наглядных пособий, составление сообщений, опытническая работа, работа с литературой, 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки; Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
• положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
• повышение коммуникативности;
• появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
• умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
• сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной экологокраеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
• ведение здорового образа жизни.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки. фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Проектно-исследовательская работа.
№ п/п |
Название раздела,темы |
Количество часов |
Форма аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Основные принципы биологии |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
2. |
Самые простые организмы |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
3. |
Истинноядерные организмы – эукариоты |
3 |
2 |
1 |
Тестирование |
4. |
Самые простые и древние растения – водоросли |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
5. |
Растения без цветков |
3 |
1 |
2 |
Тестирование |
6. |
Цветковые растения. |
5 |
2 |
3 |
Тестирование |
7. |
Животные, состоящие из одной клетки |
1 |
1 |
|
Тестирование |
8. |
Первые многоклеточные животные. Симметрия тела |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
9. |
Самые простые трёхслойные животные. |
6 |
3 |
3 |
Тестирование |
10. |
Мягкотелые |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
11. |
Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые |
4 |
2 |
2 |
Тестирование |
12. |
Рыбы – жители воды |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
13. |
Вышедшие на сушу. Первые земноводные |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
14. |
Бывшие владыки Земли – рептилии |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
15. |
Бывшие владыки Земли – рептилии |
4 |
2 |
2 |
Тестирование |
16. |
Цари природы – млекопитающие |
2 |
1 |
1 |
Тестирование |
17. |
Мир млекопитающих |
8 |
4 |
4 |
Тестирование |
18. |
Человек – венец эволюции |
6 |
3 |
3 |
Тестирование |
19. |
Анатомия, физиология и гигиена человека |
12 |
8 |
4 |
викторина |